ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ

            ДЕСТРОЙ

 Среда, 22.11.2017, 01:28 
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа
Меню сайта
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Поиск
Главная » 2012 » Март » 30 » Военный аэродром Калинка "10-й участок"
15:21
Военный аэродром Калинка "10-й участок"


Стратегически важный и брошеный из за приказа о 100км. зоне военный аэродром.  

 




Часть в основном сформировалась к 15 января 1941, имея на вооружении 7 самолетов И-15бис, 12 И-16. 20 января 1942 года часть выделяет первых трех летчиков для участия в боях с немеко-фашистскими захватчиками.
30 ноября 1942 года часть в составе 27 экипажей во главе с командиром майором Панковым, бывшим командиром 1 аэ, убыли на фронт.
С 9 августа по 3 сентября 1945 часть в полном составе участвует в разгроме японских империалистов.





 











 






За период боевых действий было произведено 65 боевых вылетов на прикрытие наземных войск разведку и свободную охоту. За отличные боевые действия в боях приказом Верховного Главнокомандующего Генералиссимуса Советского Союза т. Сталина № 372 от 23 августа 1945 года личному составу части объявлена благодарность.
С декабря 1944 по апрель 1945 личный состав части осваивал самолет Як-9, с 1948 - самолет Як-11, с 1953 Р-63 "Аэрокобра", с марта по сентябрь 1953 - Миг-15 и МиГ-17, с 1962 года - Су-9, с 1976 по 1994 МиГ-23 М (МЛД).



Прошло 15 лет как не стало 301 иап и 47 лет как он начал перевооружаться на самолет Су-9. Перевооружение полка внесло существенные изменения в облик гарнизона. Строились жилые дома, объекты социально-культурного и служебного назначения.
Летом 1962г началось заселение домов 149 (которого уже нет) и 150, рядом строился 3-х этажный. Начиналось строительство: штаба полка и ОБАТО, клуба, учебного корпуса, солдатской столовой, казармы и штаба РТБ, на аэродроме ТЭЧ полка, другие помещения для обслуживания авиатехники. Чуть позже начали строить школу. Постоянный электрический свет в гарнизон дали только осенью 1962г. А до этого свет поступал от движков, утром несколько часов и чуть подольше вечером.
Так что телевизоры, холодильники и еще кое-что ...увы, отсутствовали.

В 1960-61г.г. начали переучивать летчиков и инж.-тех. состав 311 иап (Комсомольск- на-Амуре) в 148 УКЦ ПВО ( Савастлейка). Первую
группу летчиков вылетать на Су-9 командировали в Ц.Угловую (22гв.иап) Потом, видимо, задачи Вверху изменились.
311 иап расформировали, переученных направили на 10-ый уч-к в январе 1962г.,"старичков" уволили, присоединили молодых местного полка,
добавили еще и из Переяславки. В январе же пригнали 20 новеньких Су-9 из Новосибирска летчики Центра и Угловские.
До переучивания на с-т Су-9 301 иап в авиации ПВО был полком 2-ой линии. Что это значит?
В полк поступали выпускники летных училищ, где в течение 2-х лет шла их дальнейшая подготовка на с-те МиГ-17. Потом они распределялись
по боевым полкам (так называли др. полки), там продолжалось их совершенствование и приступали к несению боевого дежурства. Ведь
большинство аэродромов ПВО на Дальнем Востоке находятся в прибрежных районах и на островах со сложными погодными условиями.
Подготовка молодых летчиков там крайне ограничена или растягивалась на длительное время. 10 уч-к аэр. континентальный, климатические
условия позволяли готовить молодежь.
Перед проверкой Дальневосточного военного округа Министром Обороны СССР, в гарнизоне начали наводить порядок. Дело в том, что на время проверки аэродром 10-й участок стал аэродромом для Руководства, здесь садились и взлетали самолеты: Министра Обороны СССР и Главкомов всех видов Вооруженных Сил.
Начали с дороги на Сергеевку. Отсыпали высокое полотно, покрыли асфальтом. На въезде в гарнизон построили



КПП, центральную дорогу (тогда названий улиц еще не было) на аэродром асфальтировали, кюветы вдоль дороги спрофилировали, осветили ее, дома по обоим сторонам дороги покрасили в бежевый цвет. На аэродроме открытые места (где не было травы) вдоль ВПП, рулежек, около СКП, дежурного домика и других местах, покрыли дерном. Кругом стало зелено.



 






В 1968г на аэродроме начали строить арочные укрытия для самолетов, помещения(укрытия) для личного состава, защищенный СКП. В связи с событиями на острове Даманском, в 1969г к нам перебазировался 26 гв. иап ВВС. Для них при въезде слева от КПП строились два 5-ти этажных дома.





 

В 1972г на 3 мес. полк улетел в Смирных (Сахалин), а 26гв.иап ВВС в Переяславку. Начали ремонтировать ВПП. А в 1973г туда же перебазировались только на 2 мес., ремонтировали рулежки, центральную заправочную, газовочную площадку и еще кое что.


Гарнизон постепенно укрупнялся. Начало переучивания для полка сложилось не совсем просто. Переучивание на Су-9 успешным нельзя назвать. В июле 1962г при вынужденной посадке в районе села Князе-Волконское (остановился двигатель) погиб пилот
Прошло чуть больше года, после взлета на высоте 500м отказал двигатель у другого пилота, самолёт упал возле аэродрома образовав озеро, в котором по сей день можно найти останки самолёта. Пилот погиб. Дальнейшее освоение и совершенствование летной подготовки на Су-9 в течение 12 лет до перевооружения полка на Миг-23м, прошло без аварий и катастроф. Полк занимал передовые
места в авиации армии ПВО. Для летного состава на берегу р.Амур построили профилакторий.
























 


Конечно, основная задача полка - это несение боевого дежурства по охране воздушных рубежей Дальнего Востока и подготовка летного состава в соответствии с этой целью. В 1976 г полк начал перевооружаться на самолет МиГ-23м.



Командиром полка в те годы были:
1962 - 1963гг - Саркисян Михаил Арутюнович
1964 - 1966гг - Доморозов Станислав Иванович
1967 - 1969гг - Машкин Велиор Николаевич
1970 - 1973гг - Дорошенко Андрей Семенович
1974г - Соколов Герман Алексеевич,
В 78 сменил его Распутько С.

Вот комментарий служившего там военного:
Дороги от поворота Сергеевки не было. Были только ямы и лужи. После дождя, автобус не ходил. Часто снимали обувь и вперёд. Автобус ходил через городок, возле клуба была остановка, дальше мимо штаба полка, за ВВС-овскими складами поворачивал направо, мимо автопарка ВВС (впоследствии он стал нашим ),мимо АТИ, складов ГСМ ( У нас службой горючего руководил Щучкин Валерий Алексеевич ),и на Лесное.
Нас направили в 1 эскадрилью. Наш приход не запомнить было нельзя, потому что произошёл небывалый случай в истории авиации. Перед полётами, техник выставлял на РУДЕ упор взлётных оборотов, при газовке двигателя. Мы уже работали самостоятельно, а Саша Морковка лежал в госпитале. Он вышел первый раз на полёты. Полез проверять аккумулятор, в передней нише шасси и его засосало в воздухозаборник. Техник самолетата л-т Мелешко опробовал двигатель, стартех 2аэ стоял на стремянке. Жизнь тогда спас Саше молодой л-т медик, только пришёл в полк. А врач полка был к-н Калашников.
Высотка была на стоянке 1аэ. На цз была зарядная и тормозники. Дежурные силы в домике метео, напротив обвалования для самолётов. Выруливали через СКП.
В нашей эскадрильи было : десяток СУ9, одна спарка Су-7у, два МИГ -17 и одна УТИ МИГ-15. МИГи были для армейцев. СУ-7 и МИГи были оборудованы системой антиоблединения лобового стела. ( омывались стёкла спиртом C2H5OH ). Остальные только облизывались.
В аэ были лётчики: Лукъяненко,Ильин-?,Корпачёв,Быков,Федосеев,Франчук,Свешников,Мещерский,Остапенко, Кочуров,Кочетов,Серёгин…
Инж.тех состав: Лемеш Чеслав Ипполитович, Троханов Николай Андреевич, Сергей Дмитриенко, Петя Клещёнок, Саша Юксеев, Валера Щёголев, Лёха Сташукевич, Азаров, Эдик Кванкевич, Володя Рябков, Юра Лысенко, Володя Литасов, Гоша Бобылёв, Камай, Слава Акимов, И Саверский, самый высокий в полку. МИГами заведовал прапорщик Мартынов.
В АЭ своего домика не было, все находились в убежище.
Вторая АЭ была за полосой ,Командир Богатов, инженер Виктор Николаевич Васякин, В третьей : Хрипунов, и Кулак Иван Андреевич.
Зам по иас Евгений Михайлович Литвинов, Инженер по СД Вадим Васильевич Филатов. Нач ТЭЧ ( вспомню, напишу) Коллективы эскадрилий были очень дружны, с полётов никто не уходил ,пока последний самолёт не закатывали в арочное укрытие . Только 101 и 102 были оборудованы Эл. лебёдками. Прицепил трос к стойкам, включил рубильник и стой кури, но не забудь вовремя выключить, а то киль будет в газоходе.
Полк был отличным, более 10 лет без аварий и 1АЭ была лучшей в полку.










Stitched Panorama













 



В 80-е годы аэродром разделили на три зоны.

 

















Но в 1-ой зоне ещё теплится жизнь. (я бываю там с 2003 года каждый год) Туда сгоняют при передислокации с Князеволконской (и не только) различное вооружение. Вот например в этот раз для парада в честь 9 мая.





В 1998 году вышело постановление о расформировании полка и передислокации имеющейся стратегической авиации (На тот момент уже Миг-29) и постепенно аэродром стал угасать. К 2003 году третья зона была разграблена местным населением, а вторую только оставили и туда ринулись хабарщики всех мастей и пород.



Туда призжают солдаты из ближайших частей.
Последний визит истребителей на аэродром был (не поверите!) в 2007 или 2008 году. 2 истребителя приземлялись на несколько часов для дозаправки и дальнейшего отбывания в Комсомольск на Амуре.
Теперь по взлётной полосе гоняют стритрэйсеры.



 





















Stitched Panorama

Stitched Panorama

Stitched Panorama
























 








































 










 

Группа капониров второй зоны. 
 
 
Отличается она от всех других капониров аэродрома раздвижными, а не распашными дверками. 
 
 
 
 
 
 
 


 

Категория: ВОЕННОЕ | | Теги: хабаровск, индустриальный, калинка, 10 участок, диггеры, Часть, дестрой, аэродром, дальневосточный, военная
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]