ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ

            ДЕСТРОЙ

 Воскресенье, 23.09.2018, 05:04 
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа
Меню сайта
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Поиск
Главная » 2018 » Сентябрь » 3 » Ледокол "Ангара"
20:16
Ледокол "Ангара"

IMG_1081

Сегодня мы хотели бы показать вам один из последних и старейших паровых ледоколов в мире, прокладывавший путь во льдах Байкала для другого ледокольного парома и участвовавший в боях Гражданской войны. А именно ледокольный пароход "Ангара".

 

IMG_1079

Как обычно, для начала небольшой экскурс в историю:
Грузопассажирский ледокольный пароход "Ангара" строился в Великобритании на стапелях верфей "Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и Ко" в Ньюкасла, откуда был переправлен по частям в село Лиственничное на берегу озера Байкал. Там он был собран и 25 июля 1900 г. спущен на воду. Ледокол был оснащен четырьмя огнетрубными котлами локомобильного типа и паровой машиной тройного расширения.

Заказчиком этого ледокольного судна был комитет по постройке Сибирской железной дороги, который за два года до этого уже приобрёл у "Армстронга" паром-ледокол "Байкал", но он не очень хорошо справлялся с задачей прокладки пути через толстые льды более 70 см толщиной.

 

Так выглядел ледокольный паром "Байкал". Фото с сети.

В январе 1904 г. при сильных морозах до 45 градусов ледокол-паром "Байкал" не смог-таки побороть крепкого льда, и вынужден был простоять в гавани, зажатый во льдах. А т.к. начавшаяся Русско-Японская война на Дальнем Востоке спешно требовала бесперебойной доставки грузов и вооружений, была устроена ледовая железная дорога по которой вагоны и разобранные на части паровозы перемещались при помощи конной тяги. После этого ледоколы всё зимнее время работали в паре. "Агара" прокладывала путь, а "Байкал" следовал за ним. Байкальская железнодорожная переправа просуществовала 18 лет.

 

IMG_2887

Оба судна совершали регулярные рейсы и обеспечивали железнодорожную переправу через Байкал пока строились пути КругоБайкальской Железной Дороги вокруг озера. Но после введения в эксплуатацию КБЖД средств на содержание двух ледоколов стало не хватать и "Ангара" был поставлен на консервацию, где простоял 10 лет.

Уже спустя 10 лет после постройки, КБЖД перестала справляться с нагрузкой и в 1916 г. ледокол был расконсервирован и вновь вновь вышел в плаванье. 

 

"Байкал" и "Ангара" на пристани. Фото с сети.

После Октябрьской революции 1917 г. ледокол был переоборудован для пассажирских перевозок, а с началом Гражданской войны судно вооружили двумя 6-дюймовыми орудиями и четырьмя пулемётами, и оно стало совершать рейды по уничтожению чехословацких войск на побережье Байкала. 

В августе 1918 г. флагман Байкальской флотилии ледокол-паром "Байкал" был обстрелян белочехами на станции Мысовой, сгорел и затонул, а уже осенью 1918 г. власть захватили белогвардейцы, которые разоружили ледокол "Ангара" и вновь стали использовать для грузоперевозок.

6 января 1920 г. белые при отступлении по распоряжению подполковника А. И. Сипайло и начальника гарнизона станции Байкал штабс-капитана Годлевского, убили 31 заложника из тюрьмы города Иркутска, которые были сторонниками политцентра, противостоящего правительству Колчака. Как пишет википедия, арестованных раздели до нижнего белья и по одному выводили на палубу, а казак Лукин сзади ударял каждого по голове деревянной колотушкой, служащей для околки льда, после чего заложника сбрасывали за борт.

В мае на Байкал вернулись красные и ледокол "Ангара" вошёл в состав Байкальского отряда судов, используемых для борьбы с колчаковскими и каппелевскими отрядами, в котором пробыл до октября 1922 г.

25 декабря 1929 г. ледокол потерпел крушение на обратном пути из Курбуликского залива и едва не затонул, после чего было направлено на капитальный ремонт, где ремонтировалось с 1931 по 1932 гг.

Второй капитальный уже плановый ремонт должен был пройти спустя 10 лет, но в связи с началом Великой Отечественной войны был отложен. В военные и послевоенные годы ледокол прокладывал путь для барж с рыбой и в 1949 г. был поставлен на капитальный ремонт. Но в связи с осложнениями с использованием старого стапеля, "Ангара" вновь смогла выйти в плаванье только в июле 1960 г. Однако уже спустя два года, в связи с износом оборудования, зимой 1962 г. ледокол был исключён из состава флота. 

До 1967 г. судно находилось в отстое, а позже было переведено в Иркутское водохранилище для нужд местного отделения ДОСААФ. 

В 1975 г. ДОСААФ отказался от ледокола и было принято решение разрезать корпус судна на металл, но по счастливому стечению обстоятельств про него попросту забыли и ледокол долгое время просто стоял пришвартованным в одном из заливов Иркутского водохранилища.

В 1979 г. судно было отбуксировано к Иркутской ГЭС в черту г. Иркутск с целью организации на нём филиала областного краеведческого музея. Вот только с музеем как-то не торопились и спустя 4 года в в 1983 г. на судне произошёл пожар в результате умышленного поджога. Ледокол почти полностью выгорел и частично затонул. В таком состоянии ледокол пробыл до 1987 г. пока по инициативе Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры не было принято решение о реставрации парохода и превращения его в музей.

 

Полузатонувшая "Ангара". Фото с сети.
 
За три года была закончена реставрация и 5 ноября 1990 г. ледокольный пароход "Ангара" был поставлен на вечную стоянку на Иркутском водохранилище, где и стоит по сей день.

 

IMG_5243

Для начала пройдёмся по палубе корабля и посмотрим, что тут есть.

 

IMG_0947

 

IMG_0949

Одна из пушек вооружения парохода.

 

IMG_0979

 

IMG_5245

Корабельная рында.

 

IMG_5246

 

IMG_5247

 

IMG_5251

Корма.

 

IMG_5254

 

IMG_5255

 

IMG_5257

 

IMG_5346

 

IMG_5349

Перейдём на нос судна.

 

IMG_1057

Якорное устройство.

 

IMG_1064

 

IMG_1068

 

IMG_5351

 

IMG_5352

 

IMG_5353

Рубка.

 

IMG_5358

 

IMG_5360

 

IMG_5365

 

IMG_0988

Теперь перейдём к экспозиции музея прежде чем спустимся в машинное отделение.

 

IMG_5205

Музейная экспозиция разделена на две части. Первая посвящена истории развития судоходства на Байкале, а вторая самому ледоколу, где представлены фотографии и личные вещи экипажей судна.

 

IMG_0961

 

IMG_0963

Здесь выставлены предметы интерьера и быта.

 

IMG_0966

 

IMG_0967

 

IMG_0971

 

 

IMG_0964

Судовые часы и приборы.

 

IMG_0958

Теодолит.

 

IMG_5211

Рулевое колесо.

 

IMG_5214

 

IMG_5217

И прочие предметы используемые в то время.

 

IMG_5218

 

IMG_5221

 

IMG_0977

Есть тут и ряд макетов, особо выделяющимися из которых является макет самого ледокольного парохода "Ангара".

 

IMG_5206

 

IMG_0965

И макет ледокольного парома "Байкал".

IMG_5224

 

IMG_5227

 

IMG_5209

 

IMG_5216

 

IMG_5234

 

IMG_5230

 

IMG_5258

Ну а теперь перейдём к самому интересному-машинному отделению.

 

IMG_5259

 

IMG_0992

 

IMG_5263

 

IMG_0996

 

IMG_0994

Верх главной паровой машины.

 

IMG_0997

 

IMG_0999

 

IMG_5264

 

IMG_1002

 

IMG_5267

 

IMG_5276

Машинное отделение-это сердце любого корабля. Это сердце паровое.

 

IMG_5279

 

IMG_5283

 

IMG_1016

Рычаги управления главной паровой машиной.

 

IMG_1017

 

IMG_1019

К сожалению мы не сильны в паровых двигателях кораблей, но здесь явно есть коленвал. :)

 

IMG_5337

Вспомогательная паровая машина.

 

IMG_5338

 

IMG_5339

 

IMG_1047

 

IMG_1053

 

IMG_5343

 

IMG_1021

 

IMG_1022

 

IMG_5304

Валопровод из нескольких промежуточных валов, приводящих в движение гребной винт.

 

IMG_1008

 

IMG_1009

 

IMG_5335

Переход в котельное отделение.

 

IMG_5323

 

IMG_5332

 

IMG_5333

Топки одного из двух мазутных котлов ледокола.

 

IMG_1024

 

IMG_1032

 

IMG_1037

 

IMG_1036

 

IMG_1045

Паровые ресиверы.

 

IMG_5336

На этом всё. Надеемся вам понравилось.

 

IMG_20180725_174421

 

IMG_1086

Категория: МУЗЕИ | | Теги: дестрой, ангара, ледокол, музей, пароход, Байкал, диггеры, дальневосточный
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]