ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ

            ДЕСТРОЙ

 Вторник, 13.11.2018, 17:21 
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа
Меню сайта
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Поиск
Главная » 2014 » Июль » 10 » База хранения и переработки ядерных реакторов на месте радиационной катастрофы
02:47
База хранения и переработки ядерных реакторов на месте радиационной катастрофы

База "ДальРАО" занимающаяся утилизацией ядерных реакторов атомных подводных лодок и радиоактивных отходов в бухте Чажма, где в 1985 г. произошла радиационная катастрофа, которую замалчивали до распада СССР.

 

3

Проблема хранения и утилизации реакторных отсеков утилизированных атомных подлодок в России существует с тех пор, как из состава флота начали массово выводиться отслужившие свой срок советские атомные подлодки. С начала 1990-х гг.  реакторные отсеки с двумя смежными отсеками по краям для обеспечения плавучести конструкции, содержались на плаву в специально отведенных местах из-за недостатка финансирования. На Тихоокеанском флоте эта проблема также была актуальна и в Приморском крае в бухте Чажма, граничащей с бухтой Разбойник был оборудован пункт долговременного хранения реакторных отсеков, где в плавучем положении хранилось 54 реактора, позже еще 19 реакторов доставили с территории Камчатки. В рамках программы "Промышленная утилизация вооружения и военной техники" до 2020 года, утилизация отработанных реакторов осуществляется при помощи японского оборудования, которое было передано нашей стране 18 мая 2012 г. 

 

Но прежде чем мы продолжим рассказ о этой базе, мы расскажем о радиационной катастрофе, что произошла здесь в 1985 г.

 

а

Чуть меньше чем за год до печально знаменитой аварии на Чернобыльской АЭС в УССР, на Дальнем Востоке произошла другая радиационная катастрофа.
9 августа 1985 г. на атомной подлодке К-431 проекта 675 (по классификации НАТО "Эхо-2"), в народе известной как "Раскладушка", вооружённой комплексом крылатых ракет П-6 и находившейся у второго пирса судоремонтного завода в бухте Чажма (ЗАТО Шкотово-22), производилась перезарядка активных зон ядерных реакторов. Как выяснилось позже, работы проводились с грубейшими нарушениями. Правый реактор типа "ВМ-А" мощностью 72 МВт. был успешно перезаряжен, левый аналогичный реактор также был перезаряжен, но при гидравлических испытаниях выяснилось, что крышка прилегает неплотно в следствии забытого под ней огарка электрода. Чтобы не поднимать шумиху начальник перегрузочной команды принял решение о при подъёме 12 тонной крышки в выходной день 10 августа по тихому.

Но в 11.55 при подъёме крышки при помощи крана размещённого на плавмастерской, по акватории бухты на большой скорости прошёл катер-торпедолов и поднял волну. В следствии чего плавмастерская качнулась и из реактора выше разрешённого поднялась компенсирующая решётка и поглотители, в следствии чего реактор вышел на пусковой режим и произошёл тепловой взрыв. По словам очевидцев, крышку реактора подбросило в воздух на несколько десятков метров и она упала обратно на повреждённую взрывом полыхающую лодку, а кран отбросило на середину бухты. При взрыве мгновенно погибли 11 офицеров и матросов, практически испарившись, а ядерное топливо разбросало по окрестностям, накрыв часть территории завода и всё, что находилось в бухте поблизости от подлодки. Радиоактивное облако поднялось в воздух и прошло 600 метров, пока его большая часть не остановилось у сопки, но в целом протяжённость шлейфа радиоактивного загрязнения составила около 30 км, 1/6 которого пришлась на сушу.

По не подтверждённым данным, в эпицентре взрыва уровень радиации составлял 90 тысяч рентген в час, якобы установленный по найденному пальцу с обручальным кольцом одного из офицеров.

Последствия этой катастрофы начали скрывать с первых же часов, все очевидцы и участвовавшие в тушении пожара, буксировке подлодки к берегу и сборе радиоактивных элементов и заражённого грунта, подписали подписку о неразглашении государственной тайны. Даже после распада СССР многие подробности долгое время не разглашались, а что-то является секретом и по сей день. По неподтверждённым данным помимо погибших при аварии, от высокой радиации пострадало ещё около 300 человек. Собранные заражённые радиацией куски металла спешно хоронили в наспех оборудованных поблизости могильниках, где они находились до 1992 г., пока не были перевезены в нормально оборудованные могильники.

Позже подлодка К-431 проекта 675 и стоявшая рядом с ней К-42 "Ростовский комсомолец" проекта 627А, были отбуксированы на долговременное хранение на базу подлодок ВМФ в бухте Павловского и отправили на утилизацию только в 2016 г. В эпицентре взрыва, по слухам до сих пор уровень радиации сильно превышает норму.

 

е

Так выглядели атомные подлодки проекта 675 в надводном боевом положении с развёрнутым для пуска крылатых ракет комплексом. (Фото с интернета)

 

в

А это, как утверждается в сети, останки той самой подлодки после взрыва. (Фото с интернета)

 

б

(Фото с интернета)

 

А это уже наше фото 2014 г. с отсеками ядерных реакторов на базе утилизации.

В 2012 г. в рамках межправительственных соглашений об использовании атомной энергии в мирных целях, Япония передала Дальневосточному центру по обращению с радиоактивными отходами большой плавучий док "Сакура" водоизмещением 3500 т., два портовых крана грузоподъемностью в 30 и 10 т, и морской буксир "Сумирэ", для подъёма, очистки, отсечения смежных отсеков и покраски реакторных отсеков, с последующим помещением на долговременное хранение в специализированные цеха, построенные совместно с Японией на территории базы. И если жидкие радиоактивные отходы уже переработаны, то переработка блоков продолжается по сей день по 8-10 блоков в год.
С 2014 г. по уверениям ДальРАО на Дальнем Востоке не осталось отработанного ядерного топлива с атомных подводных лодок, а выгруженное из реакторов топливо отправляется в Челябинскую область на спецкомбинат "Маяк". Теперь предприятие занимается переработкой твёрдых отходов.

 

д

Реакторные отсеки в плавучем положении поближе. (Старое фото с интернета)

 

С берега открывается вид на бухту Чажма. Слева база утилизации реакторов, а справа территория судоремонтного завода.

 

4

Крытый плавучий док ПД-38. Как пишут в сети, этот док с микроклиматом для наклейки резины на лодки и скрытых от спутников ремонтных работ.

 

2

Также на территории завода находится один из самых больших плавучих доков в мире. Большой плавучий док ПД-41 водоизмещением 300 000 т. Ширина его стапельпалубы более 90 м., а длина около 330 м. Про этот док ходит слух, что в СССР их хотели закупить у Японии 5 единиц с условием, что в них не будут ремонтироваться военные корабли. Оплатили все 5 и за 9 месяцев был построен первый док, который отбуксировали на этот завод, где вскоре загнали в него на ремонт военный корабль, после чего Японская сторона отказалась от строительства и передачи остальных доков для СССР. 

 

1

Вот такая история.

Категория: ВОЕННОЕ | | Теги: Отсеки, отходы, завод, ядерные реакторы, база
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]